23 июля 1983 - Планёр Гимли

Планёр Гимли — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо, и двигатели остановились. После продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на закрытой военной базе Гимли.

… Неожиданно прозвучал сигнал "отказ всех двигателей". Большинство табло приборов на панели погасло, а самолёт остался без электроэнергии. Квинтал немедленно начал искать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. Пирсон, к счастью, летал на планёрах, вследствие чего он владел некоторыми приёмами пилотирования.

Причины

а) Перед взлётом инженер сообщил командиру экипажа о возникшей проблеме и указал, что количество топлива по показаниям системы FQIS должно быть проверено поплавковым индикатором (т.к. только один индикатор исправлен). Лётчик неправильно понял инженера и счёл, что с этим дефектом самолёт уже летел вчера из Торонто.

б) Происшествие случилось в то время, когда Канада переходила на метрическую систему. Для определения объёма топлива к дозаправке следовало сделать расчеты. Согласно инструкциям это действие должен был выполнять бортинженер, но в составе экипажа Боинга 767 бортинженера не было: самолёт-представитель нового поколения управлялся только двумя пилотами. Должностные инструкции не делегировали ответственность за эту задачу никому. … В результате обсуждения было принято решение использовать коэффициент 1,77, массу литра топлива в фунтах. Именно этот коэффициент был записан в справочнике заправщика и всегда использовался на всех остальных самолётах. Вместо необходимых 16131 килограммов топлива для дозаправки в баки поступило 3948 кг, то есть в четыре раза меньше необходимого.

в) Компьютер управления полётом измеряет расход топлива, позволяя экипажу следить за количеством сожжённого в полёте топлива. В обычных условиях компьютер получает данные из FQIS, но в случае отказа FQIS начальное значение может быть введено вручную. Капитан был уверен, что после дозаправки на борту 22300 кг топлива и ввёл именно это число.

Википедия: Планёр Гимли

Рекомендовать "23 июля 1983 - Планёр Гимли"